Московская городская нотариальная палата провела «круглый стол» для нотариусов Москвы на тему: «Использование информационных технологий в нотариальной деятельности. Взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Росреестром». Мероприятие состоялось в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина.

С 1 января 2018 года вступают в силу положения законодательства о регистрации всех нотариальных действий в Единой информационной системе (ЕИС) нотариата. Это означает, что бумажные реестры нотариусов, которые до сих пор были основными учетными документами в нотариальной деятельности, отойдут на второй план. Все документы, исходящие из-под пера нотариуса, прежде всего, будут регистрироваться в электронных реестрах ЕИС нотариата. Формально это означает переход к электронному нотариату. Но на практике все это происходит уже сегодня — нотариусы России вот уже три года работают, в полной мере используя электронные технологии и Единую информационную систему нотариата в качестве дубликата своих реестровых книг.  Просто в настоящее время процесс взаимодействия нотариуса с ЕИС называется внесением сведений о совершенных нотариальных действиях, а с 1 января это будет регистрация нотариальных действий.

Чем будут отличаться внесение сведений от регистрации нотариальных действий, нотариусам и их помощникам рассказал один из разработчиков  программных сервисов нотариата генеральный директор компании «Триасофт» А.М. Гусев. Он продемонстрировал изменения, которые будут в новом интерфейсе реестра нотариальных действий ЕИС нотариата. Реестровый номер нотариального действия в соответствии с приказом Министерства юстиции станет уникальным. Он будет состоять из нескольких блоков: федерального номера нотариуса или лица временно его замещающего (лица сдавшего квалификационный экзамен), который обозначен в реестре Минюста Росии, далее через дефисы следуют год совершения нотариального действия, цифровой номер реестра и порядковый номер нотариального действия.  Соответственно по номеру нотариального действия можно будет определить какой нотариус страны, в каком году и какого рода действие совершил. Для облегчения задачи нотариуса и автоматизации процесса разработан классификатор нотариальных действий, и нотариусу нужно будет лишь выбрать необходимый вид из перечня.

Дополнительные сведения о работе с новым интерфейсом ЕИС сообщил  председатель комиссии МГНП по информационному обеспечению нотариальной деятельности А.Б. Царелунго. Он уточнил процедуру регистрации удостоверенных нотариусом копий документов в ЕИС. Этот вид нотариальных действий, как и свидетельствование подлинности подписей, до сих пор не был охвачен электронными реестрами.

Заполнение бумажных реестров с 1 января останется, но записи в них будут вноситься в краткой форме.

На «круглом столе» также были рассмотрены ситуации, когда у нотариуса отсутствует возможность незамедлительной регистрации нотариального действия. В частности в тех случаях, когда отсутствует связь с интернет или при совершении нотариального действия на выезде.

Для оказания нотариусам надлежащей технической поддержки, в том числе при переходе на регистрацию всех нотариальных действий в ЕИС, в МГНП создана служба технической поддержки. Соответствующие специалисты уже приняты на работу и изучают специфику нотариальной деятельности. В ближайшее время служба начнет оказывать консультации, о чем нотариусы будут уведомлены дополнительно.

Также А.Б. Царелунго напомнил коллегам о возможностях электронного взаимодействия  с органами Федеральной налоговой службы и Росреестра. Обмен документами с указанными ведомствами в Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) создает удобные сервисы для предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. То, на что раньше нужно было потратить массу времени и сил, нотариус может получить для своих клиентов одним щелчком мыши. Причем перечень услуг, оказываемых в режиме «одного окна» постоянно расширяется. В этом году у нотариусов столицы появилась возможность для обмена информацией с Базовым регистром Москвы для получения в электронном виде документов органов ЗАГС и жилищных документов. Клиенты нотариальных контор избавляются от необходимости хождения по инстанциям при совершении сделок с недвижимостью или оформлении наследства, а сами нотариусы с легкостью могут проверить достоверность информации предоставленной гражданами.


©mgnp.info